День памяти 11/29 августа

Бог, желающий спасения всех, не только не лишает нас, многогрешных, своей милости, Он, напротив, постоянно ее увеличивает. Так и ныне открывает Он нам еще одно окно в духовный мир, изливающее Его Благодать в лице схимонахини Манефы, в миру Марии Владимировны Скопичевой.

Мария Владимировна родилась в тяжелое время гражданской войны в деревне Севрюки, под Гомелем, 1 апреля 1918 года и стала Великой молитвенницей, целительницей, подвижницей Земли Белорусской. Семья Скопичевых, в которой появилась новорожденная, назвала ребенка Марией в честь пустынницы Марии Египетской. Радость, связанная с рождением ребенка, вскоре омрачилась после слов врачей, объявивших, что девочка никогда не будет ходить. Мария родилась с церебральным параличом. Надежды на избавление от тяжелого неисцелимого недуга не было. Радость сменилась печалью, тяжелым душевным грузом. Судьбу дочери нужно было принимать без ропота, и Бог помог, дал силы к несению Креста.

С раннего детства Мария видела свою мать Гликерию, молящуюся ежедневно перед святыми иконами, и чуткая душа ребенка уловила смысл нашего существования на земле: все держится на молитве, любви и добре. В детстве в ночном видении Мария видела две дороги и стала перед выбором, по какой идти. Был голос: «По левой пойдешь, спокойно жизнь проживешь, по правой – скорбеть будешь». Не задумываясь, Мария выбрала правый – скорбный путь.

Терпение, смирение и любовь ко всему живому, окружающему, возрастали в сердце Марии, хотя трудно было свыкнуться с горем, хотелось быть «как все». Подрастая, Мария старалась помочь матери, чем могла, всегда была занята делом: самостоятельно стирала на реке, убирала дома, помогала готовить еду. Она стремилась свой недуг не замечать, быть наравне с другими. Окружающие любили Марию за веселый нрав, умелые руки и удивительное чувство вкуса в одежде. Чтобы быть полезной, Мария научилась кроить и шить одежду. И соседи, зная, что Мария подберет нужный фасон, шли к ней.

Находя радость в общении с односельчанами, Мария покорно несла свой Крест, а в душе у нее зрел страх Божий, укрепляя, возрождая ее дар, данный ей от рождения – служить Богу и людям. Как-то старцу, побиравшемуся в деревне и зашедшему в дом Скопичевых, Мария подала кусок сала. Ее матери, Гликерии, повстречавшейся ему на пороге дома, старец потом сказал: «Твоя монахиня дала мне сала». Этими словами он предсказал судьбу Марии. Мария противилась такой судьбе, не верила и не соглашалась. Много слезных молитв было высказано Марией перед иконами, прежде чем пришло ее решение вступить в число монахинь Ченковского женского монастыря в честь иконы Божьей Матери «Тихвинской». Игуменья Ченковского монастыря Поликсения, встречаясь с девушкой, очень жалела ее, понимая, что ей начертана нелегкая жизнь. «Не прожить Марии без посторонней помощи в реальном мире», – думала матушка и всякий раз звала ее к себе в монастырь. Игуменья радостно приветствовала решение Марии вступить в число сестер. В день праздника Преображения Господня Мария приняла постриг. С этого момента всю горячность своего сердца и темперамент она подчинила воле Божьей. Позже постриг в великую схиму совершил схиигумен Макарий, один из последних Оптинских старцев, который стал для схимонахини Манефы духовным отцом. Молитвенник и прозорливый старец предвидел судьбу монахини Манефы. Перед смертью он завещал иеросхимонаху Артемию (Потоцкому) быть духовным отцом матушки Манефы, а ей говорил: «Посылаю к тебе молодого батюшку».

Находясь в монастыре, матушка Манефа, пребывая в молитве, укреплялась в Благодати Духа Святого. Теперь вся ее жизнь стала непрестанной молитвой. Другой дороги она не знала.

После ВОВ матушка Манефа, покинув монастырь, поселилась в семье верующих престарелых супругов Кизёвых в деревне Вишневка Теренического сельсовета. Хозяева замечали, что молодая монахиня много времени уделяет молитве, чтению духовной литературы. В деревне Вишнёвка в годы войны существовал необычный обряд: ежегодно 24 сентября переносили «свечу» и икону из одного дома в другой. Люди верили, что это действие поможет мужьям, сыновьям, ушедшим на фронт, таким образом, они молитвенно, ограждали их от смерти. Деревянную свечу наряжали в полотняный наряд и торжественно крестным ходом переносили по деревенской улице. Свечу перед иконой всегда держала монахиня Манефа, которую несли на плечах. Одновременно на ходу спрашивали ее о своих мужьях, сыновьях, отцах. Матушка предсказывала женщинам о судьбе их близких, но, иногда жалея вдовицу, умалчивала о гибели мужа.

Матушка Манефа жалела больных, немощных. Люди любили матушку Манефу и верили ей. Но больше всех она жалела и любила вдову Степаниду и Анну Мироненко. Степанида имела большую семью, и матушка, жалея ее, не говорила правду о том, что ее муж погиб, а Анне часто повторяла: «Молись, молись за него (за мужа)». Муж Анны был в плену в Бельгии, после окончания войны вернулся живым.

Вскоре пришлось молодой монахине вернуться в свой родительский дом, в деревню Севрюки, в котором после смерти сестры остался без присмотра еще не ставший на ноги единственный племянник Василий, нуждавшийся в ее помощи, впрочем, также как и она в его. Теперь было матушке Манефе кому излить свою душу, поговорить, приласкать, разделить одиночество.

Советы молодой монахини были просты, действенны. Но в ее словах была такая сила и убежденность, что мало находилось людей, сомневающихся в матушкиных советах. Несмотря на свою молодость, матушка Манефа была серьезна и поучала людей главным образом о том, что прощение грехов лучше получить на Земле.

Матушка старалась помочь всем. В силу своей прозорливости часто знала, кто и с какими помыслами идет к ней. Будучи великой молитвенницей и целительницей, матушка любила людей. С людьми говорила просто, ровно, никогда не повышая голоса. Матушка могла сказать незнакомым ей людям о самом сокровенном в их душе. Рассказать о прошлом, предсказать будущее, дать лучший совет. Молитвы матушки Манефы лечили, давали правильное направление на жизненном пути, приближали людей к православной вере.

Главными советами матушки постоянно были: молитва, покаяние, милосердие. Всем матушка советовала читать Акафист Божьей Матери. Подавать, чтобы молились за живых и усопших в монастырях, давать за них милостыню. Много было у матушки Манефы предсказаний.

Умерла матушка Манефа 25 февраля 1984 года. На похороны приехали все, кто знал и любил матушку. Не могли удержаться от слез не только простые люди, но и священники. Все понимали, что умерла не просто монахиня, а избранница Божия. Ее похоронили на сельском кладбище в Севрюках.

Начиная с 2005 года священники Петро-Павловского кафедрального собора сначала еженедельно, а затем и ежедневно, служили на могилке матушки панихиды, а 11 августа 2006 года по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, архиепископа Гомельского и Жлобинского протоиереем Иоанном Ленделом, священниками Евгением Трусиловым, Михаилом Дроздовым, Владимиром Петручиком и Алексием Морозом было произведено вскрытие захоронения и обретение честных останков преподобной Манефы. Оставшиеся нетленными ее честные мощи издавали тонкое, но хорошо ощутимое благоухание. Честные останки извлекли из покоившей их двадцать два года земли, поместили в новый гроб и перевезли в нижний храм в честь равноапостольной Марии Магдалины, расположенный под кафедральным собором.

18-20 сентября 2006 года мощи были освидетельствованы и облачены для помещения в раку. Теперь в Гомельском кафедральном соборе святых первоверховных апостолов Петра и Павла не только находится принадлежавшая схимонахине Манефе икона Божией Матери «Взыскание погибших», но и покоятся многоцелебные мощи самой старицы.

Тропарь святой преподобной Манефе Гомельской, глас 4

Веселися земля Гомельская, / се бо Господь яви дивную подвижницу, / во тьме греховной яко солнце воссиявшую. / И во иночестем чине Евангелие людем, притекающим к ней возвещавшую. / Ныне же нетленным телесем пребывая, / спасай нас молитвами твоими, // Манефо, мати преподобная.

 

Кондак, глас 6

Измлада претерпела еси страдания телесныя, / приведшия тя дивно ко Христу. / И в чине Ангельстем Господеви послужила еси, / Манефо славная, / просвещая люди во мраке неверия седящия. / Умоляла еси Господа / даровати страждущим исцеления. / И ныне моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

Величание святой Манефе

Ублажаем тя, преподобная мати наша Манефо, и чтим святую память твою, наставнице монахинь и собеседнице Ангелом.

 

Молитва

О, преподобная мати наша Манефо, чистою душею твоею в Небесных обителех в лике святых водворилася еси, на земли же с нами телесем нетленным пребываеши! Киими достойными похвалы прославим Тя или како наречем Тя? Ты бо всем сердцем возлюбила еси нас, сама же паче всех в Законе Господне день и нощь поучалася еси, желая во служении ближним добрым примером быти. Славим убо тя яко утешительницу скорбящим, врача недугующим и предстательницу у престола Божия о спасении душ во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *