Божественную литургию 11 марта 2021г. в день памяти священномученика Иоанна (Пашина), епископа Рыльского (+1938) в храме Святой Живоначальной Троицы г.Лоева совершил Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский.

Высокопреосвященнейшему сослужили: секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев, благочинный Речицкого округа протоиерей Алексей Пешко, благочинный Лоевского округа иерей Димитрий Чварков, духовенство округа и епархии.

За богослужением были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира белорусскому народу и прекращении распространения вредоносного поветрия.

По окончании Божественной литургии Высокопреосвященнейший Стефан обратился к прихожанам и духовенству со словом назидания.

В завершение Владыка поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение.

В 2015 г. на Координационном совете Гомельской епархии было принято решение совершать особое празднование в Гомельской епархии в дни памяти святых новомучеников, чья жизнь и деятельность была связана с Гомельщиной. Одним из таких святым является священномученик Иоанн (Пашин), епископ Мозырский (1923-1926), епископ Рыльский (1929-1933), день памяти 26 февраля ст. ст.\ 11 марта н. ст.

Родился владыка Иоанн (в миру – Иван Дмитриевич Пашин) 8 мая 1881 года в небольшом городке Петриков Гомельской области в семье священника. Продолжая семейную традицию, учился в Минской духовной семинарии, которую закончил в 1901 году. В том же году он был рукоположен в иерея в церкви села Князь-Озеро Мозырского уезда. В феврале 1903 году отец Иоанн был переведен в село Скрыгалово – священное место, где в конце XV века претерпел мученическую смерть митрополит Киевский Макарий.
В 1915 году умерла супруга отца Иоанна, матушка Антонина, и священник остался вдовцом с двумя детьми на руках – сыном Василием и дочерью Надеждой.
В период революции отец Иоанн Пашин служил настоятелем храма села Прилепы Минского уезда. В июне 1920 года, по случаю пятилетнего юбилея храма, приход посетил епископ Минский Мелхиседек (Паевский). Владыка высоко оценил личные заслуги и духовный труд о. Иоанна и 13 марта 1923 года в Петро-Павловском соборе г. Минска рукоположил протоиерея в сан епископа.
Провал подрывной деятельности обновленчества на Мозырщине был в значительной степени обусловлен авторитетом и разъяснительной работой епископа Иоанна (Пашина), который постоянно ездил в курируемые приходы, совершал богослужения и произносил проповеди. Когда обновленческая церковь в 1931 году поставила перед своими адептами задачу о завладении Петриковскими храмами, обновленческий священник Николай Дудкин заметил: «В Петрикове обстановка обновленчества значительно хуже, чем в Мозыре. Храмы нужно во что бы то ни стало закрепить за нами. Там очаг церквей оппозиции и цитадель «сергиевщины». Там резиденция «епископа-мученика Иоанна», страшно озлобленного против нас. Атмосфера неразреженная».
Верующие единодушно поддерживали владыку Иоанна. В этот период святитель организовал у себя на дому начальную духовную школу, куда привлек множество молодых людей, желающих овладеть основами христианского знания. Обучал владыка Закону Божиему и малолетних детей.
Председатель местного сельского совета в своем доносе ОГПУ сообщает: «Вся молодежь Петрикова и некоторые учащиеся посещают церкву, местное же священство во главе с архиереем занимаются вербовкой молодежи под названием братств и сестричеств милосердия, где с таковыми ведутся занятия…Архиереем устроены малые хоругви, исключительно для подростков, их выдают при каждом шествии, этим делают эффект религиозного дурмана и прельщения отсталой молодой массы».
Весной 1925 года поток доносов на владыку усилился. Его дважды вызывали на допрос, где он держался достойно и мужественно, сохраняя спокойствие духа. О себе он свидетельствовал следующим образом: «Я, как человек сильных и твердых религиозных убеждений и как епископ, веду работу в пределах установленных советской властью законов…».
В постановлении ОГПУ о привлечении гражданина Ивана Пашина к юридической ответственности значится: «Пашин устроил у себя на дому преподавание Закона Божия малолетним детям…подрывает авторитет советской школы».
В качестве вещественного доказательства «преступной деятельности» владыки к уголовно-следственному делу № 33239 приложен вырванный следователем лист из детской Библии. Подобными курьезными «доказательствами» вины священников украшен весь архив НКВД.
В Заключении по делу №38 по обвинению епископа Иоанна (Пашина), где епископ обвиняется сразу в четырех статьях УК БССР, фигурируют колоритные и безграмотные термины: «В бытность свою священником Пашин был живодером к населению… хитрой повседневной агитацией, затрагивающей интересы сов. власти и извращение малолетних детей религиозному дурману… является в Белорусском крае вредным человеком». По Решению суда владыка был подвергнут выселению «из пограничной полосы Западного края», как идейно неблагонадежное лицо. В вердикте прокурора значилось: «Принимая во внимание, что, несмотря на отсутствие в деле достаточных улик для предания обвиняемого суду, пребывание Пашина Ивана Дмитриевича в пределах БССР, как в пограничной полосе, является в настоящее время социально опасным. А потому гражданин Пашин должен быть подвергнут выселению из пределов Западного края». 26 марта 1926 года епископ Иоанн был лишен права проживания в крупных городах Беларуси. Не желая терять связи с епархией, владыка Иоанн поселился в г. Лоеве Гомельской области, где, как говорится в документах еще одного следственного дела, «вновь развернул подрывную работу».
Особым Постановлением ОГПУ от 18 сентября 1926 г. владыку приговорили к ссылке в Зырянский край; он пробыл на севере три года и был переведен на вольное поселение в г. Рыльск Курской области. Здесь он служил по благословению архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского) в качестве викария до осени 1932 года. Как оказалось, все предыдущие аресты были лишь прелюдией к завершающему мученичеству епископа. Владыку Иоанна (Пашина) повторно арестовали 28 сентября 1932 года в г.Рыльске, обвинив в принадлежности к организации под названием «Ревнители Церкви». По этому сфабрикованному в НКВД делу арестовали 413 человек, среди которых числились три епископа, 127 священников и диаконов, 106 монахов и монахинь, 70 крестьян, 11 дворян и лица из других сословий. Следственное дело «ревнителей Церкви» имело колоссальный объем: 11 томов, каждый в 400-500 страниц.
Приговорили владыку 7 декабря 1932 года к ссылке в концлагерь в Архангельскую область сроком на 10 лет. Через шесть мучительных лет, 5 января 1938 года, его дело было пересмотрено, и по распоряжению НКВД Архангельской области епископ Иоанн (Пашин) был приговорен к высшей мере наказания, а 11 марта того же года расстрелян.
В 1994 году Преосвященный епископ Иоанн (Пашин) был реабилитирован, а в августе 2000 года собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых новомучеников и исповедников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *