Праздник Пятидесятницы (12 июня) после Пасхи и Рождества является, может быть, самым значительным для христиан всего мира. День рождения Святой Вселенской соборной апостольской Церкви. «Вселенской» – потому, что Церковь христианская не имеет границ. Проповедь евангельского вероучения обращена ко всем людям, независимо от национальности и цвета кожи. По традиции в этот праздник православные храмы и дома верующих украшаются деревьями, травою и живыми цветами. «Изумрудный наряд» церквей напоминает о том, как праздновала Пятидесятницу древняя израильская Церковь, еще до пришествия Христа. В те времена это был праздник принесения в дар Богу первых плодов жатвы. Во времена Христа смысл праздника изменился. Теперь весенняя зелень служит символом обновленной Церкви – Церкви Христовой, которая с явлением в ней благодати Святого Духа дала новые «побеги» по всему миру. Это символ обновления душ человеческих и начала новой, христианской, эпохи.

День Святой Троицы для Лоевской земли особенный по своему. Вся история Лоева тесно связана со становлением православной жизни, историей Храма Святой Живоначальной Троицы. 24 июня 2022 года исполняется 30 лет с даты освящения престола нового здания Собора.

Известно, что в местечке Лоев в 1746 г. была построена деревянная Свято-Троицкая церковь, а в 1759 г. возведена деревянная Свято-Николаевская церковь. На территории современного Лоевского района в 18 веке существовало 6 православных Церквей.

Сила православного духа проявлялась в разных сферах жизни людей: бытовой и политической.

Так, например, согласно заметке священника Симеона Лукашевича в Минских епархиальных ведомостях за №13 от 15.07.1870 г. «…10 июня 1870 года в 6 часов вечера самый отдаленный от Минска пункт, местечко Лоев удостоился в первый раз встретить своего Архипастыря, Преосвященнейшаго Александра, епископа Минского и Бобруйского. Эта встреча прошла в здешней Николаевской Церкви, расположенной в 15 саженях от Днепра. Храм этот не смотря на все политические перевороты и насилия со стороны польского правительства устоял в православии даже и тогда, когда губернатор замка Минского, Каштелян пан Юдицкий, собрав жолнеров и заперши в свой замок прихожан Лоевской Троицкой церкви, их церковь забрал на унию, и когда тоже хотел сделать с Николаевскою Церковью, то благочестивые люди, собравшись, того не допустили (Подлинное письмо Преосвященнаго Георгия Конисскаго, епископа Белорусского, найденное в архиве Деражичской церкви и переданное священником Симеоном Лукашевичем в 1855 г. о. протоиерею Елиновскому). В этот же день было совершено всенощное бдение в Николаевской церкви по случаю кануна праздника Воссоединения Унии с Православием.»

Особо отмечается, что «…крестьянские мальчики, воспитанники Лоевского народного училища… почти все пели партесным напевом весьма стройно… в чем несомненно следует отдать честь наставнику народного училища о. И. Смоличу и 2 его помощникам, знатокам пения: псаломщику Феофану Минкевичу и псаломщику Семену Козловскому.

В час по полудне Архипастырь, преподав всем благословение, при колокольном звоне в обеих церквах, отправился в село Ручаевку, отстоящую от Лоева в 22 верстах.»

В архивных документах мы находим информацию о состоянии Храма в 18 веке.

«Приходская Свято-Троицкая церковь, расположенная среди местечка, между скученными постройками частных лиц, построена в 1838 году из разобранной старой церкви, с добавкой большей части нового материала; в 1864 году к ней пристроена колокольня, а в 1870 году пристроен особый предел в память спасения жизни Государя Императора. Зданием деревянная, на каменном фундаменте; устроена продолговатым крестом с одним открытым куполом на середине и колокольней во фронтонной части. Кровля железная, окна расположены в два ряда и нижние снабжены железными решетками, дверей трое. Наружные стены покрашены масляной белой краской, а крыша зеленой. Вообще церковное здание находится в прочном состоянии.

Внутренняя площадь, вместимостью около 40 сажен, имеет крестообразное расположение. Потолок вне открытого купола подшит тесом, пол деревянный, стены покрашены масляной краской, а купол расписан. Главная церковь холодная, а правый придел отапливается одною печью. Престолов в сей церкви три: главный во имя Пресвятой Троицы, a придельные во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского и Св. Великомученика Георгия. Иконостасы, покрашенные в голубой цвет, с золоченными карнизами, рамами и резьбою, состоят: главный из 35 простого письма икон, поставленных в пять ярусов, a придельные каждый из пяти икон, поставленных в один ряд.

В архиве церковном метрические книги хранятся с 1754, a приходские реестры с 1797 года.

В колокольне имеется пять колоколов: в 20, 10, 7, 1 и 1 пуд.

Погост церковный обнесен дощатою оградою. Кладбищ в приходе существует пять и одна приписная, в деревне Крупейки, церковь, во имя Великомученицы Параскевы.

В состав прихода, кроме части местечка Лоев, входят селения: Крупейки, Синская и Щитцы — самый отдаленный пункт прихода находится в 10 верстах. Прихожан числится: мужского пола 1064, а женского 1089 душ; все они крестьянского сословия и занимаются хлебопашеством, а также но найму от лесопромышленников, сплавом разного сорта леса. Религиозно-нравственное состояние прихода признается вполне удовлетворительным.

Настоятелем состоит священник Іоанн Смолич, студент семинарии, рукоположен в 1860 году.

При церкви учреждено церковно-приходское попечительство и в местечке Лоев имеется штатное народное училище. Процент грамотности между прихожанами достигает до 10%. Богодельни в приходе нет.»

За весь период существования  Свято-Троицкого Храма в Лоеве удалось установить имена 16 священнослужителей, служивших в церкви, среди которых имя священномученика Иоанна Пашина, память которого ежегодно совершается 11 марта на Лоевской земле, священник Григорий Секач, священник Петр Латушко, протоиерей Иоанн Мисеюк, архимандрит Феодосий (Петр Повный), священник Михаил Мельник, протоиерей Михаил Мандрик. Трудами о. Михаила Мандрика и верующими жителями Лоева в 1990 году началось строительство нового здания Храма. По рассказам местных жителей в строительстве принимали участие все: от мала до велика, кто-то помогал своим физическим трудом, кто-то оказывал помощь строительными материалами. В благодарность за усердные труды во славу святой Церкви всех верующих, усердно и безвозмездно потрудившихся на строительстве Свято-Троицкого Собора, благословил лично епископ Гомельский и Мозырский Аристарх (24.06.1992 г.) в день освящения престола Храма.

 

В настоящее время Лоевское благочиние включает в себя 5 действующих Храмов: Храм Святой Живоначальной Троицы в г.п.Лоев, Храм Рождества Пресвятой Богородицы в д.Уборок, Храм Покрова Пресвятой Богородицы в д.Переделка, Храм святой преподобной Евфросинии Полоцкой в аг.Малиновка, Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в д.Бывальки.

Несмотря на то, что ни один их Храмов, существовавших на Лоевщине в 18 веке, не сохранился, удалось сохранить историко-культурное православное наследие прошлых веков. В 2000 г. православными верующими на живописном берегу Днепра на месте деревянного Храма Святителя Николая Чудотворца, просуществовавшего в период с 1759 г. по 1932 г., были установлены Каплица и крест. Это памятное место широко известно среди верующих и паломников. Здесь ежегодно совершается молебное пение, возглавляемое архиепископом Гомельским и Жлобинским Стефаном.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *