А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне;
и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Евангелие от Матфея 6:17-18
Не так давно закончился Великий Пост, остались позади Пасха, Вознесение и Пятидесятница. И вот снова начинается пост. Если посмотреть православный календарь, окажется, что большая часть дней в году постные.
Почему так?
Воздержание есть непременное условие совершенствования человеческой личности. Например, чтобы достичь высоких результатов и одержать победу в соревновании, спортсмен вынужден накладывать на себя значительные ограничения. Так же и для того, чтобы получить хорошее образование, стать ученым и получить хорошую профессию нужно от многого отказаться! Любое человеческое достижение требует воздержания, самоограничения, концентрации сил. И если этот закон действует в светской жизни, то насколько же он важен в жизни духовной!
Мы способны достигать целей тогда, когда умеем ограничивать самих себя. И тем более воздержание необходимо в деле духовного совершенствования души и служении Богу.
При этом важно понимать, что время поста – это не только время ограничения в пище, но и время особых волевых усилий души. Во время поста наша воля тренируется к вырабатыванию добродетелей, особенно —незлобивости, кротости, смирения. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.
Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия (Деян. 13:3).
По словам святителя Иоанна Златоуста «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».
Кроме того, Петров пост следует за днем Пятидесятницы – Праздником, когда в пятидесятый день после Своего Воскресения и в десятый день по вознесении Своем Господь, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов. Благодать Святого Духа получили и мы и чтобы не расточить и сохранить ее необходимо воздержание. Однако воздержание от животной пищи (мяса, масла, сыра, яиц и др.) без духовной составляющей совершенно бесполезно. В таком его понимании самыми большими постниками являются демоны: они вообще не едят и не пьют.
Духовная сторона поста и состоит в том, чтобы мы весь наш постный подвиг сосредоточили на Боге, на молитве и в целом на духовной жизни.
- Прежде всего, Петровым Постом надо чаще ходить в храм и участвовать в богослужении. В первую очередь – это субботние и воскресные службы.
- В течение Поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен Таинствам Исповеди и Причащения. Эти Таинства являются основой и стержнем духовной жизни.
- Постом у нас особенно должно присутствовать регулярное молитвенное
правило, поклоны, чтение Священного Писания и духовных книг.
- Каждый человек должен сам определить, что разрушает его внутренний мир, что мешает духовному деланию, и взять под контроль эту сторону жизни.
- Если человек по состоянию здоровья не может понести всю меру воздержания, то он должен взять благословение у священника на послабление поста.
- При этом важно понимать, то духовный пост, связанный с отказом от развлечений и борьбой с грехом никаких послаблений иметь не может.
Заговенье на Петров пост
Петров пост всегда начинается в понедельник, через неделю после праздника Святой Троицы. Эта дата каждый год меняется и зависит от времени празднования Пасхи. А завершается Петров пост всегда двенадцатого июля — в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Поэтому продолжительность поста варьируется от восьми до сорока двух дней.
Основная цель поста заключается в подготовке к торжествам во имя двух первоверховных апостолов. В их честь пост и называется Петровым, или Апостольским.
Петров пост считается нестрогим — постящимся разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы.
В воскресенье, 19 июня — заговенье на Петров пост. Это последний день, когда еще разрешается употребление скоромной , то есть мясной и молочной пищи, перед постом.
Высказывания Святых Отцов о посте:
Святитель Тихон Задонский
«Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов».
Святитель Василий Великий
«Если бы постилась Ева, и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в посте. Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел… Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата… Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления».
Преподобный Иоанн Лествичник
«Лучше есть, и благодарить Господа, нежели не есть, и осуждать ядущих и благодарящих Господа».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Вступая на поприще поста, будем помнить завет преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Первой нам надо попрать похоть чревоугодия, – и ум свой утончит не только постами, но и бдениями, а также чтением и непрестанным сокрушением сердца».