Празднование:

19 марта

История

Чен­сто­хов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри от­но­сит­ся, по пре­да­нию, к тем 70-ти ико­нам Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рые на­пи­сал свя­той еван­ге­лист Лу­ка (па­мять 18 ок­тяб­ря). Она бы­ла на­пи­са­на в Иеру­са­ли­ме, в Си­он­ской гор­ни­це. В 66–67 го­дах, во вре­мя на­ше­ствия рим­ских войск под пред­во­ди­тель­ством Вес­па­си­а­на и Ти­та, хри­сти­ане бе­жа­ли в ме­стеч­ко Пел­лу. Вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ня­ми они со­хра­ня­ли в пе­ще­рах и Чен­сто­хов­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри. В 326 го­ду, ко­гда свя­тая ца­ри­ца Еле­на (па­мять 21 мая) хо­ди­ла в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния свя­тым ме­стам и об­ре­ла Крест Хри­стов, она по­лу­чи­ла в дар от хри­сти­ан эту ико­ну, при­вез­ла ее в Кон­стан­ти­но­поль и по­ста­ви­ла во двор­цо­вой ча­совне, где свя­ты­ня на­хо­ди­лась в те­че­ние пя­ти ве­ков.

 

В Рос­сию чу­до­твор­ный об­раз с ве­ли­кой че­стью был при­не­сен ос­но­ва­те­лем го­ро­да Льво­ва (Лем­бер­га — 1268–1270), га­лиц­ко-во­лын­ским кня­зем Львом Да­ни­ло­ви­чем, и по­ме­щен в Бельз­ском зам­ке под ве­де­ни­ем пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ства.

Впо­след­ствии, при за­во­е­ва­нии За­пад­ной Укра­и­ны по­ля­ка­ми, чу­до­твор­ная ико­на до­ста­лась поль­ско­му пра­ви­те­лю кня­зю Вла­ди­сла­ву Ополь­ско­му. Та­та­ры, вторг­нув­шись в пре­де­лы Рос­сии, оса­ди­ли за­мок Бельз. Упо­вая на по­мощь Ма­те­ри Бо­жи­ей, князь Вла­ди­слав вы­нес свя­ты­ню из церк­ви и по­ста­вил на го­род­ской стене. Прон­зен­ный вра­же­ской стре­лой, чу­до­твор­ный об­раз со­хра­нил на­все­гда сле­ды ис­тек­шей кро­ви. Спу­стив­ша­я­ся то­гда на та­тар­ское вой­ско вре­до­нос­ная мгла за­ста­ви­ла их снять оса­ду зам­ка и уда­лить­ся в свои пре­де­лы. За­ступ­ни­ца Небес­ная в сон­ном ви­де­нии по­ве­ле­ла кня­зю пе­ре­не­сти чу­до­твор­ную ико­ну на Яс­ную го­ру Чен­сто­хов­скую. Ос­но­вав в 1352 го­ду мо­на­стырь на Яс­ной го­ре — (го­ре «сви­де­ния» — так ее на­зы­ва­ли за мно­же­ство про­ис­хо­див­ших там чу­дес), князь Вла­ди­слав пе­ре­нес в него чу­до­твор­ную свя­ты­ню, вве­рив ее на хра­не­ние мо­на­хам Па­у­лин­ско­го ор­де­на. Через несколь­ко лет оби­тель бы­ла ограб­ле­на гу­си­та­ми. Ли­шив ее всех со­кро­вищ, они хо­те­ли по­хи­тить и чу­до­твор­ный об­раз, но неви­ди­мая си­ла удер­жи­ва­ла ко­ней, и во­зок со свя­ты­ней не тро­нул­ся с ме­ста. В яро­сти один из гра­би­те­лей сбро­сил свя­тую ико­ну на зем­лю, а дру­гой уда­рил ме­чом по ли­ку. Тут же спра­вед­ли­вая ка­ра по­стиг­ла всех: пер­во­го разо­рва­ло на ча­сти, у вто­ро­го от­сох­ла ру­ка, осталь­ные упа­ли за­мерт­во или по­ра­же­ны бы­ли сле­по­тою.

В се­ре­дине XVII ве­ка швед­ский ко­роль Карл Х Гу­став, взяв Вар­ша­ву и Кра­ков, по­тер­пел по­ра­же­ние под Чен­сто­хов­ским мо­на­сты­рем на Яс­ной го­ре. По­мощь и за­ступ­ле­ние Ца­ри­цы Небес­ной обод­ри­ли по­ля­ков, а ко­роль Ян Ка­зи­мир, воз­вра­тясь во Львов, об­на­ро­до­вал ма­ни­фест, по ко­то­ро­му по­ру­чал свое го­су­дар­ство по­кро­ви­тель­ству Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­зы­вая Чен­сто­хов­ский Ее об­раз «Поль­ской Ко­роле­вой». Вой­на со шве­да­ми в 1656 го­ду за­кон­чи­лась для Поль­ши успеш­но.

Мно­же­ство чу­дес от Чен­сто­хов­ско­го чу­до­твор­но­го об­ра­за бы­ло за­сви­де­тель­ство­ва­но в осо­бой кни­ге, хра­ня­щей­ся в хра­ме Чен­сто­хов­ско­го мо­на­сты­ря. С этой ико­ны сде­ла­но бы­ло мно­го спис­ков как для ка­то­ли­че­ских, так и для пра­во­слав­ных хра­мов.

В 1813 го­ду, ко­гда рус­ские вой­ска во­шли в Чен­сто­хов­скую кре­пость, на­сто­я­тель и бра­тия Лав­ры под­нес­ли ге­не­ра­лу Са­ке­ну спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за. Впо­след­ствии Чу­до­твор­ная ико­на бы­ла по­став­ле­на в Санкт-Пе­тер­бур­ге в Ка­зан­ском со­бо­ре.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Ченстоховской», глас 4

Непобеди́мая Побе́до, Влады́чице Ченстохо́вская: дре́вняго и́же о на́с благоволе́ния Самозри́тельнице, бу́дущаго спасе́ния Храни́тельнице: покая́нием соде́лай ны́ но́выя но́вому Царю́.

Перевод: Непобедимая Победа, Владычица Ченстоховская: давнего о нас благоволения Свидетельница, будущее спасение Оберегающая: обнови нас покаянием для нового Царя [Иисуса Христа].

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Ченстоховской»

О, Всеми́лостивая Госпоже́, Цари́це Богоро́дице, от все́х родо́в избра́нная и все́ми ро́ды небе́сными и земны́ми ублажа́емая! Воззри́ ми́лостивно на предстоя́щия пред свято́ю ико́ною Твое́ю лю́ди сия́, усе́рдно моля́щиеся Тебе́ и сотвори́ предста́тельством Твои́м и заступле́нием у Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да никто́же оты́дет от ме́ста сего́ упова́ния своего́ то́щ и посра́млен в наде́жде свое́й; но да прии́мет ки́йждо от Тебе́ вся́ по благо́му изволе́нию се́рдца своего́, по ну́жди и потре́бе свое́й, во спасе́ние души́ и во здра́вие те́лу. Моли́, Милосе́рдая Влады́чице, пренебе́снаго Бо́га, да при́сно це́рковь свою́ святу́ю соблюде́т, вы́шним свои́м благослове́нием архиере́ев на́ших правосла́вных укрепи́т, ми́ром огради́т и святе́й свое́й це́ркви це́лых, здра́вых, честны́х, долгоде́нствующих и пра́во пра́вящих сло́во своея́ и́стины да́рует, от все́х же ви́димых и неви́димых враго́в со все́ми правосла́вными христиа́ны ми́лостивно изба́вит и во Правосла́вии и тве́рдей ве́ре до конца́ веко́в неотсту́пно и неизме́нно сохрани́т. Призира́й благосе́рдием, Всепе́тая, и призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния на все́ ца́рство на́ше Всеросси́йское, ца́рствующия гра́ды на́ша, гра́д се́й и свято́й хра́м се́й, и изле́й на ня́ бога́тыя Твоя́ ми́лости, Ты́ бо еси́ всеси́льная Помо́щница и Засту́пница все́х на́с. Приклони́ся к моли́твам и все́х ра́б Твои́х, притека́ющих зде́ ко святе́й ико́не Твое́й се́й, услы́ши воздыха́ния и гла́сы, и́ми же раби́ Твои́ мо́лятся во святе́м хра́ме се́м. А́ще же и инове́рный, и иноплеме́нник, идя́ и проходя́ зде́, помо́лится, услы́ши, чадолюби́вая Госпоже́, и сего́ человеколю́бие и ми́лостивно соде́лай, я́же к по́мощи ему́ и ко спасе́нию. Ожесточе́нныя же и разсе́янныя се́рдцы свои́ми во страна́х на́ших на пу́ть и́стины наста́ви. Отпа́дшия от благочести́выя ве́ры обрати́ и па́ки сопричти́ святе́й Твое́й Правосла́вней кафоли́ческой це́ркви. В семе́йствах люде́й все́х и во бра́тии на́шей ми́р огради́ и соблюди́, в ю́ных бра́тство и смиренному́дрие утверди́, ста́рость поддержи́, о́трочество наста́ви, му́жество умудри́, си́рыя и вдови́цы заступи́, утесне́нныя и в ско́рбех су́щия уте́ши и охрани́, младе́нцы воспита́й, боля́щия уврачу́й, плене́нныя свободи́, огражда́я ны́ вы́ну от вся́каго зла́ бла́гостию Твое́ю и уте́ши ми́лостивным Твои́м посеще́нием и все́х благоде́ющих на́м. Да́руй же, Блага́я, земли́ плодоно́сие, возду́ху благорастворе́ние и вся́, я́же на по́льзу на́шу, да́ры благовре́менныя и благопотре́бныя, всемо́щным свои́м предста́тельством пред Всесвято́ю Живонача́льною Тро́ицею, ку́пно со святы́ми избра́нными угодниками Ея́ Кири́ллом и Мефо́дием. Пре́жде отше́дшия отцы́ и ма́тери, бра́тия и сестры́ на́ша, и вся́ от ле́т дре́вних припа́давшия ко святе́й ико́не Твое́й се́й упоко́й в селе́ниях святы́х, в ме́сте све́тле, в ме́сте зла́чне, в ме́сте поко́йне, иде́же не́сть печа́ль и воздыха́ние. Егда́ же приспе́ет и на́ше от жития́ сего́ отше́ствие и к ве́чной жи́зни преселе́ние, предста́ни на́м, Преблагослове́нная Де́во, и да́руй христиа́нскую кончи́ну живота́ на́шего безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну и Святы́х Та́йн прича́стну, да и в бу́дущем ве́це сподо́бимся вси́, ку́пно со все́ми святы́ми, безконе́чныя блаже́нныя жи́зни во ца́рствии возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Есть Акафист (https://azbyka.ru/days/ikona-chenstohovskaja)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *