Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей (как Великий Пост) или Малой четыредесятницей.
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божьего.
Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост в простом народе называли Филипповым (что искажало цель поста, как подготовку к дню Рождества Христова).
Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу – это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья. Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы – это просто диета.
Сильнейшее средство для исправления – дела милосердия. Без трудов такого рода вообще невозможно говорить о каком-то богоугодном и не формальном проведении поста. Нет доблести в том, чтобы не есть, она в том, чтобы делать добро. Ведь даже акцент на своих грехах и страстях без служения ближним, помощи нуждающимся становится неким эгоистическим самокопательством, лишает жизнь христианина сильнейшего средства преодоления своих греховных страстей.
Как понять, что пост проходит не зря? Как и всё остальное в жизни, древо познается по плодам. Удалось ли сместить центр своей жизни с «себя-любимого», расширить свое сердце, чтобы и ближнего любить и служить ему, наконец, стать ближним, как это сделал милосердный самарянин в известной притче? Удалось ли увидеть в себе то, что мешает духовному росту, подчиняет, сковывает, обескровливает нашу жизнь (например, какое-то греховное пристрастие и зависимость вроде пьянства, курения, иного рода пораженности воли злом)? Удалось ли понять, что Спаситель именно для того и воплотился и умер за нас, чтобы дать нам возможность от всего этого зла в себе избавиться? Удалось ли, наконец, начать следовать за Ним не только на словах, не только противостоять и уклоняться от зла, но и делать добро? Появилась ли в нашей душе благодарность Богу, надежда на Его помощь, решимость и самим подражать Ему в милосердии, любви, терпении? И много иных вопросов такого рода стоит себе задавать во время поста, тогда будет и мотивация для духовного роста.
Раздражение, тоска и усталость во время поста могут быть также признаками того, что мы только делаем вид, что меняемся. Лекарством тут может быть труд, реальная работа, реальная помощь и служение кому-то.
Результатом сердечного внимания и противодействия Врагу должно быть чувство покаяния, желание всегда быть с Богом, жить по святым Его заповедям.
Главное — в пост обязательно нужно подготовиться к исповеди и причаститься святых Христовых Таин, постараться вести более собранную жизнь, не осуждать, не злословить и делать добрые дела.