Святое Крещение – это Таинство, в котором совершается духовное рождение человека для вечной жизни с Богом.

  Крещение желательно совершать в возрасте ребенка от 8-ми до 40 дней, но если он опасно болен, то следует крестить как можно раньше. Кто не был крещен в детстве, тому следует принять крещение в сознательном возрасте. Для этого необходимы вера в Бога и Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, покаяние в прежней греховной жизни, знакомство с основами христианского вероучения и желание стать членом Церкви Христовой.

При крещении даётся обещание Богу жить по Его воле, по Его заповедям и избегать всякого зла, всякого греха, всякого общения с нечистой силой.

Взрослый крещаемый дает это обещание сам, при крещении же младенца это делают от его имени восприемники, т.е. крестные отец и мать. Они тем самым берут на себя ответственность за духовное становление ребенка, за его воспитание в христианской вере и приобщение к Святой Церкви.

Крёстные родители должны быть православными и благочестивыми людьми, регулярно исповедующимися, а если состоят в браке, то венчанными в Церкви. Если у крёстной есть дети, то все они должны быть воцерковлены (над ними должен быть совершён чин воцерковления). Крёстные родители одного ребенка не должны состоять в браке между собой.

При подготовке к крещению необходимо пройти собеседование со священником. Взрослые, готовящиеся ко крещению, должны явиться на собеседование сами, если же готовится крещение ребёнка, то на собеседование приходят родители и восприемники.

Готовящиеся к крещению взрослые и восприемники должны обязательно знать на память молитвы: «Отче наш», «Царю Небесный», «Достойно есть», «Богородице Дево, радуйся» и осмысленно читать Символ веры.

 О таинстве Крещения

Крещение есть таинство, в котором крещаемый, после предварительного наставления в истинах христианской веры и исповедания их, при троекратном погружении в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святаго Духа,  Аминь», — очищается от грехов и получает доступ для новой жизни – духовной, благодатной.

 Установление таинства

Таинство Крещения, как и все другие таинства, установлено Иисусом Христом. Незадолго пред Его вознесением на небо. Господь дал заповедь апостолам сначала научать людей вере, а потом крестить их во имя Святой Троицы (Мф. 18, 19).

На основании данных Иисусом Христом наставлений апостолы определили чин и порядок крещения и передали это своим преемникам. В век апостольский крещение состояло: из наставления в вере Христовой, или оглашения,
покаяния, или отречения от прежних заблуждений и грехов,
открытого исповедания веры во Христа и самого крещения чрез погружение в воду с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

По этой схеме происходит совершение таинства Крещения и в настоящее время.

 Суть таинства

Таинство Крещения самое первое, Оно служит дверью в Церковь Христову.

Только принявший Крещение человек может быть членом Церкви, поскольку только крещеный человек имеет способность к полноте духовной жизни. В Крещении человек получает уникальную духовную способность воспринимать подаваемую Богом в Церкви благодатную силу, которая преображает человека, ведет человека по пути очищения от влечения ко греху и к единству с Богом, что и является целью христианской жизни.

И потому Крещение называется еще «духовным рождением». Подлинная духовная жизнь человека начинается только с момента Крещения. Цель духовной жизни человека состоит в очищении от греховных склонностей (воспитании воли) и единстве с Богом – Источником всякого блага в нашей жизни.

Таинство Крещения может быть совершено только один раз над одним человеком. Это принципиально важно: получив в Крещении способность к полноте духовной жизни, человек ее не может потерять и несет ответственность перед Богом за то, как в нем происходит духовная жизнь. Если у  человека есть сомнения относительно того, был ли он крещен ранее, об этом необходимо сообщить священнику.

Покаяние и вера – необходимые условия для принятия таинства Крещения. Через покаяние человек осознает свои грехи, осознает меру своего греховного падения и степень того, что ему необходимо в себе изменить, преодолеть силой Божией. А через веру –  в доверии к Богу и готовности знать Его заповеди следовать им  –   человек делается открытым для действия в нем преображающей силы Божией. Таким образом, покаяние и вера – это движущая сила духовной жизни, это то, что необходимо сделать человеку осознанно и самостоятельно, чтобы в человеке пребывал Бог.

Крещение младенцев

Крещение младенцев происходило с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать осознанной веры и покаяния, но в крещении младенцев есть свой смысл.  Младенцы также нуждаются в преображающем действии Благодати Божией, поскольку со времен грехопадения Адама и Евы с рождением человек уже имеет в себе «греховное начало», имеет потенциальную склонность ко греху, которая по мере взросления человека проявляет себя.

Младенцев крестят в силу веры их родителей и восприемников (крестных): младенцы, получив в Крещении способность к полноте духовной жизни и взрослея в христианской среде, где осуществляется эта жизнь – совершается молитва, происходит изучение и осознанное стремление к исполнению Божиего Закона – делаются открытыми для действия в них преображающей силы Божией.

При этом на родителях и крестных родителях крещеного младенца лежит ответственность за его духовную жизнь: святая обязанность крестных научить крестников истинам веры, поделиться с ними своим личным опытом духовной жизни.

Крещение младенцев совершается обычно на сороковой день после рождения, однако может быть совершено и ранее, и после этого дня.

 Выбор имени

Имя в крещении нарекается во время особой молитвы перед началом таинства. По древней традиции Православной Церкви, имя нарекается в честь какого-либо святого. Это может быть святой, чья память празднуется в день рождения ребенка, в день Крещения, или просто почитаемый в данной семье святой. Таким образом, день памяти этого святого, будет днем именин. Важно знать житие святого, чье имя носишь, обращаться к нему в молитвах.

В случае если имени ребенка нет в святцах (то есть нет святого с таким именем), в крещении нарекается имя либо созвучное (например, Рустам-Рустик, Арина-Ирина или Полина-Апполинария), либо соответствующее по смыслу (например, Виктория-Ника).

 Крестные родители-восприемники

Крестным может стать совершеннолетний крещеный православный христианин, знающий Символ веры, основные православные молитвы («Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»). Это есть некоторый необходимый минимум. В идеале же, крестным должен быть тот, кто ведет осознанную духовную жизнь: регулярно исповедуется и причащается. Ведь как может научить крестника православной христианской вере тот, кто сам в ней является начинающим?

По традиции крестных двое – крестный отец и крестная мать.

После Крещения, по мере взросления, крестный должен наставлять ребенка в вере, приводить в храм, приносить к Причастию, или следить, чтобы родители приводили его в храм и причащали. Крестные должны каждый день молиться за своих крестников. Крестные несут ответственность за воспитание ребенка в вере и будут отвечать за это перед Богом.

 Родители (семья) крещеного младенца

Крещение младенца в христианской семье – это, как правило, выбор его родителей, за который они также несут ответственность перед Богом. Крещение младенца – это посвящение его жизни Богу, этот выбор в обязательном порядке должен быть результатом личного духовного опыта тех, кто принят такое решение.

Как правило, в детские годы именно в семье (если она христианская) подрастающий ребенок получает понятие о Боге, первые навыки духовной жизни. Каков будет этот первый опыт – зависит от личной духовной жизни тех, кто в детстве окружает ребенка.

Смысл крещения в младенчестве в том и состоит, чтобы с детства привить ребенку опыт общения с Богом.

Поэтому родителям важно наставлять ребенка в вере, приводить в храм, приносить к Причастию, при этом самим вести здоровую духовную жизнь – регулярно совершать молитву, исповедоваться и причащаться.

Для мамы-христианки, решившей крестить своего младенца, священником в храме совершается чин чтения «Молитв очистительных после родов», смысл которых – в подготовке мамы после родов к участию в таинстве Причащения.

Эти молитвы могут быть прочитаны маме во время совершения над ее младенцем таинства Крещения (возможно этот чин совершить и до Крещения, и после Крещения, но обязательно по истечении 40 дней после родов). По прочтении этих молитв маме следует приступить к таинству Исповеди и вместе с младенцем – к таинству Причащения.

МОЛИТВЫ:

Молитва Господня

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х! Да святи́тся И́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Тво́я, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь, и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ Сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Молитва Пресвятой Богородице

Досто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Молитва

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

Символ веры

Ве́рую во Еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во Еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к, и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с Небе́с, и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны́ при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода Животворя́щаго, Иже от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима глаго́лавшаго проро́ки. Во Еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *