Через 7 дней после Праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский, или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко.

Но почему же пост все-таки Петровский?

Почему Апостольский, понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что, называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

 Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, – один из величайших праздников.

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, – пишет св. Лев Великий. – За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается после недели Пятидесятницы, и заканчивается 12 июля (29 июня по ст. стилю).

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий — неделю и один день.

 Как питаться и как себя вести в Петровский пост?

Петровский пост всегда выпадает на летние месяцы. Лето — это период отпусков. Тем не менее, даже на отдыхе, мы не должны забывать, что мы христиане и соответственно нужно понести посильную меру воздержания. Ведь именно постом и испытывается наша ревность и любовь к Богу и Матери- Церкви.

Что же нужно делать постом?

  • Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня — по понедельникам, средам и пятницам — воздерживаться от рыбы, вина и масла. Но если на эти дни выпадают храмовые праздники и дни великих святых, то уставом разрешается рыба. В остальные дни также разрешается вкушение рыбы.
  • Однако воздержание от животной пищи (мяса, масла, сыра, яиц и др.) без духовной составляющей совершенно бесполез­но. В таком его понимании самыми большими постниками являются демоны: они вообще не едят и не пьют. Духовная сторона поста и состоит в том, чтобы мы весь наш постный подвиг сосредоточили на Боге, на молитве и в целом на духовной жизни.
  • Прежде всего, Петровым Постом надо чаще ходить в храм и участвовать в богослужении. В первую очередь — это субботние и воскресные службы.
  • В течение Поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен Таинствам Исповеди и Причащения. Эти Таинства являются основой и стержнем духовной жизни.
  • Постом у нас особенно должно присутствовать регу­лярное молитвенное правило, чтение Священного Писания и духовных книг.
  • Каждый человек должен сам определить, что разрушает его внутренний мир, что мешает духовному деланию, и взять под контроль эту сторону жизни.
  • Если человек по состоянию здоровья не может понести всю меру воздержания, то он должен взять благословение у священника на послабление поста. При этом важно понимать, что духовный пост, связанный с отказом от развлечений и борьбой с грехом никаких послаблений иметь не может.

Вступая на поприще поста, будем помнить завет преподобно­го Иоанна Кассиана Римлянина: «Первой нам надо попрать похоть чревоугодия, — и ум свой утончить не только постами, но и бдениями, а также чтением и непрестанным сокрушением сердца».

Приход Храма Святой Живоначальной Троицы г.п.Лоев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *